Праздник Вознесения Господня

Праздник Вознесения Господня

Событием Вознесения завершилось земное служение Сына Божия. Победив смерть, освободив людей от рабства греху, Он Вознесся в Царство Своего Небесного Отца. При этом людям было дано обетование, что Господь еще вернется для совершения последнего Суда над миром.

Вознесение Иисуса Христа на небеса произошло на сороковой день после Его славного воскресения из мертвых. В течение всего это срока Господь неоднократно являлся Своим ученикам, чтобы укрепить их в вере, многому научить, дать наставления в их будущем проповедническом служении.

Путь в Эммаус

После Своего воскресения Господь явился в первую очередь Богородице, женам-мироносицам и апостолу Петру. Кроме того в тот же день Иисус Христос вечером явился еще двум ученикам - Клеопе и Луке, которые шли из Иерусалима в селение Эммаус. Селение это находилось примерно в десяти километрах от столицы Иудеи. По дороге ученики Господа разговаривали друг с другом о недавних событиях - распятии и крестной смерти Спасителя. В этот момент к ним присоединился воскресший Иисус Христос, который пошел рядом с ними. Однако, как гласит Евангелие, "глаза их были удержаны, так что они не узнали Его".

Господь спросил их, о чем они говорят и чем опечалены. Этот вопрос вызвал удивление Луки и Клеопы, поэтому они ответили вопросом: "неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? Что было с Иисусом Назарянином, который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, который должен избавить Израиля...".

Христос слегка укорил Луку и Клеопу за то, что они не имели крепкой веры, усомнились и разочаровались в Спасителе, а потом напомнил им все ранее бывшие пророчества о Своем приходе в мир.

Дойдя до Эммауса, ученики так и не узнали в путнике Своего Господа. Однако, когда они пригласили его остаться с ними в одном доме и начали ужинать, Христос взял хлеб, благословил его, преломил и подал им. При этом Лука и Клеопа наконец узнали Спасителя, спрашивая друг друга: "не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?". То есть ученики удивились тому, что не признали Христа еще ранее, на дороге, по Его словам. В этот момент Господь стал невидим для учеников, они же решили вернуться в Иерусалим, чтобы рассказать обо всем другим апостолам.

Увидели все, кроме одного

Еще одно явление воскресшего Спасителя произошло пред всеми апостолами, когда те слушали рассказ вернувшихся из Эммауса Луки и Клеопы. Когда все они находились в одном доме, двери которого были заперты, вдруг пред ними появился Сам Господь, который сказал: "Мир вам". В ответ на это ученики смутились, так как посчитали, что видят духа, призрака, ведь их вера была еще некрепка, она только утверждалась.

Видя смущение апостолов, Христос предложил им прикоснуться к Его рукам и ногам, чтобы убедиться в истинности воскресения. На этот раз ученики ободрились и возрадовались, поняв, что Спаситель действительно жив. Однако, чтобы они окончательно удостоверились в произошедшем чуде, Христос попросил у них еды.

Приняв от апостолов часть печеной рыбы и сотовый мед, Господь съел это все перед ними, а затем сказал: "вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах". После этого Он "отверз им ум" к пониманию Священного Писания, то есть наделил их даром понимать истинный смысл священных текстов, пророчеств. В завершение этого явления Христос также даровал Своим ученикам право прощать или не прощать грехи кающимся людям: "Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся". К сожалению, при данных событиях не присутствовал апостол Фома, который ранее отлучился по делам.

Уверение Фомы

Когда апостол Фома вернулся и услышал от других о приходе Христа, то усомнился и сказал: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю". Вероятнее всего, в этом эпизоде проявилась черта характера апостола - желание увидеть самому, запечатлеть для себя факт воскресения.

Известно, что Фома был одним из преданных учеников Господа - еще во дни Его земного служения, узнав о том, что Христу предстоит погибнуть в Иерусалиме, этот апостол вызвался пойти и умереть вместе с ним. Вера Фомы и его любовь к Иисусу были велики, но и отчаяние после крестных мук любимого Учителя, видимо, тоже.

И вот, Христос снова явился ученикам, когда среди них был и святой Фома. Подойдя к нему, Спаситель сказал: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим". В этот момент апостол Фома окончательно уверился в воскресении Господа, сказав: "Господь мой и Бог мой!". На это Христос произнес слова, относящиеся ко всем людям в целом: "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие".

На Тивериадском море

Еще раз Господь явился Своим ученикам на Тивериадском море в области Галилея, когда те ловили рыбу.

Апостолы ловили всю ночь, но ничего не поймали, а утром увидели на берегу человека, который попросил у них еды. Они не узнали в нем Спасителя. Когда ученики ответили, что у них нет еды, Христос повелел им закинуть сети по правую сторону от борта лодки. Они выполнили повеление, но не смогли вытащить сети от большого количества, оказавшейся в ней рыбы. В этот момент в стоящем на берегу человеке апостол Иоанн узнал Христа, о чем и сказал апостолу Петру. Святой Петр бросился в воду и поплыл ко Христу, остальные же отправились к берегу на лодке. Вероятно, апостол Петр желал первым узреть Христа, так как в душе он мучился из-за произошедшего ранее троекратного отречения от Спасителя после Его ареста в Гефсиманском саду.

На берегу Тивериадского моря апостолы были приглашены Господом к трапезе, которая уже была приготовлена к их прибытию. Во время еды произошло важное событие - Спаситель троекратно (по числу отречений) спросил Петра: "Симон Ионин! любишь ли ты Меня?" На что апостол Петр трижды отвечал: "Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя". В ответ на это Христос сказал: "Паси овец Моих". Таким образом Господь восстановил Петра в апостольском звании, которого тот лишился после своих предыдущих отречений.

В завершение Своих явлений в течение сорока дней Спаситель предстал перед более чем 500 учениками, призвав их идти в мир с проповедью Евангелия и крестить людей во имя Пресвятой Троицы.

День Вознесения

Однако настал день, когда Сыну Божию пришла пора вернуться к Отцу в Его славное Царствие.

В Евангелиях об этом событии говорится достаточно кратко. Так совсем немного об этом сообщают святые апостолы Матфей, Марк и Лука.

Из отрывка у святого Матфея, например, видно, что Господь повелел ученикам собраться на горе Елеон, чтобы там дать им последние напутствия. В частности, перед Вознесением Христос заповедовал апостолам идти с проповедью о Нем по всему миру и совершать Таинство Крещения.

Четвертый евангелист, святой Иоанн Богослов, не оставил свидетельств о Вознесении Господа. Что касается апостола Луки, то, скорее всего, о событии Вознесения он рассказал еще раз, и сделал это гораздо подробнее, чем в Евангелии. Дело в том, что первой книгой Нового Завета, которая следует по порядку за четырьмя Евангелиями, является Книга Деяний святых апостолов. По Преданию Церкви, ее также написал святой евангелист Лука. Именно в ней он подробно описал само событие Вознесения Господа.

В первой главе Деяний сообщается о том, что, собрав учеников на горе Елеонской, Спаситель повелел им не уходить из Иерусалима, а ждать обещанного от Бога, то есть сошествия на них Третьего Лица Пресвятой Троицы - Святого Духа. Господь пояснил, что бывшее до этого крещение от пророка Иоанна Предтечи осуществлялось водою, однако апостолам предстояло быть крещенными Духом Святым: "Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли".

При этом Спаситель указал апостолам на одно важное обстоятельство относительно Своего второго пришествия для совершения Суда над всем миром. Отвечая на вопрос учеников: "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?", Он сказал: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти...". Этим Господь утвердил важную для христиан истину, с которой так любят спорить многие современные лжепророки, - предречь или "вычислить" дату конца нашего мира люди не в силах. Эта дата сокрыта от нас Богом, а потому ждать ее нужно в любой момент, и в тоже время не следует поддаваться словам прорицателей, которых опроверг Сам Христос...

После разговора с учениками Сын Божий, подняв руки, благословил апостолов, и когда благословлял, отступил от них и стал Возноситься на небо: "и облако взяло Его из вида их".

Последним важным эпизодом в этом событии стало явление ученикам Христа ангелов. Когда апостолы стояли и смотрели, как Господь Возносится, пред ними предстали два мужа в белых одеждах, которые сказали: "Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, Вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо". Эти слова были важны не только для апостолов, но и для каждого христианина даже сегодня. В этом ангельском обетовании говорится о том, что второе пришествие Христа будет явным, видимым для всех, когда Спаситель сойдет с небес на облаке, точно так же, как Он туда и взошел. Правда, в отличие от Вознесения, Второе пришествие произойдет в полной славе Господней, при громком трубном гласе и пении ангелов.

После Вознесения Своего Учителя апостолы вернулись в Иерусалим, где им предстояло ждать исполнения слов Спасителя о сошествии на них Святого Духа. В эти дни Церковь Христова готовилась к проповеди Евангелия по всему миру.

Молитва на Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца!

В сей "ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения" Твоего "земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари", человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще: Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?! Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть, здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха. Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи, оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире, возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити, но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем, дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ЕЩЕ СТАТЬИ:

Когда Вознесение Господне в 2015 году

Вознесение Господне в 2015 году - 21 мая

Вознесение Господне 2015: история, традиции, приметы, заговоры

Приметы на Вознесение Господне

Молитва Святому Духу

 

День Архипа и Филимона в 2016 году - 4 марта

Лев Катанский в 2016 году - 5 марта

Вселенская родительская суббота - Мясопустная суббота в 2016 году - 5 марта

Маврикиев день в 2016 году - 7 марта

Поиск по сайту