12 июля - день Петра и Павла

12 июля - день Петра и Павла

12 июля (29 июня по старому стилю) христианская церковь отмечает день святых апостолов Петра и Павла. День памяти двух апостолов известен еще со времен раннего христианства и отмечался в Римской империи, как на Востоке, так и на Западе.

Петр и Павел почитаются Церковью как апостолы, более других потрудившихся на ниве проповеди Евангелия. Святой Петр говорил о Спасителе иудеям, святой Павел - язычникам. У каждого из них был свой жизненный путь, но им обоим предстояло совершить подвиг мученичества во имя Христа.

Апостол Петр - камень веры

Апостол Петр до призвания Спасителем носил другое имя - Симон. Он был сыном рыбака Ионы из города Вифсаида Галилейская. Его родным братом был апостол Андрей Первозванный. Известно, что до того, как стать учеником Господа, Петр женился и у него был свой дом в городе Капернауме.

Как и каждый иудей того времени, Петр ждал обещанного пророками прихода Спасителя Израиля. Однажды, после неудачного лова рыбы, к нему подошел Сам Христос, который в тот момент проповедовал в Галилее, и повелел Петру снова выйти на озеро и закинуть сети. Петр сначала не хотел исполнять повеление, но потом все же согласился. Здесь произошло одно из первых чудес - сети наполнились рыбой. По своему характеру Петр был горяч, но в то же время искренен, а поэтому сразу же поверил, что Стоящий перед ним и есть обещанный Спаситель. Христос сказал Петру: "Не бойся; отныне будешь ловить человеков". Тем самым Господь обещал, что Петр будет силой слова приводить людей к истинной вере. После этого, как говорит Евангелие, апостол и его брат Андрей оставили свои лодки и последовали за Господом.

В дальнейшем Петр не раз выражал свою преданность Спасителю, ревность в вере, решительность, а потому вместе с сынами Зеведеевыми (также апостолами) он был особо близок ко Христу. Так Петр первым среди учеников назвал Христа Мессией, Спасителем, то есть признал в Нем Того, о Ком говорили все ветхозаветные пророки. За это Спаситель удостоил его нового имени - Петр (камень), что символизировало веру этого ученика. Господь сказал так: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах".

Три года служения Спасителя прошли быстро; наступила пора испытаний как для Него, так и для Его учеников. И вот здесь произошла главная трагедия апостола Петра, которая впрочем, в дальнейшем помогла ему стать одним из самых преданных последователей Спасителя.

Когда после предательства Иуды Искариота Иисуса Христа арестовали, Петр, сначала следовавший за Своим Учителем, трижды отрекся от Него перед лицом тех, кто узнавал в нем ученика Иисуса. В этом отречении можно увидеть обычные человеческие слабости, страхи, ведь на тот момент Петр, как и остальные ученики, еще не был крепок в вере, еще во многом сомневался. Однако за отречением пришло раскаяние, которое не покидало Петра всю его оставшуюся жизнь. Казалось бы, он лишь солгал нескольким людям, что не знает Христа. Не он предал Учителя, его слова никак не навредили Иисусу. Но тяжесть вины была столь велика, что Петр в какой-то момент решил, что он полностью не оправдал надежд Спасителя и навсегда лишен права называться Его учеником.

Однако Христос пришел в мир, чтобы спасти грешников и простить грехи тому, кто в них раскаялся. Именно поэтому Он не отвернулся от Своего ученика, а, видя его покаяние, восстановил в апостольском звании. Это произошло на берегу Тивериадского моря, куда апостолы были приглашены Господом на трапезу уже после его воскресения из мертвых. Во время еды и произошло важное событие - Спаситель троекратно (по числу отречений) спросил Петра: "Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?" На это апостол Петр трижды отвечал: "Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя". В ответ Христос трижды повторил: "Паси овец Моих". Таким образом Господь восстановил Петра в апостольском звании.

После вознесения Спасителя и сошествия Святого Духа на апостолов Петр первым произнес проповедь о Христе, обратив к вере около трех тысяч человек. Спустя еще некоторое время он исцелил силой Господней хромого от рождения, а после проповедью в Иерусалимском храме обратил к вере еще пять тысяч человек.

В книге Деяний святых апостолов рассказывается об одном чудесном случае, когда апостол Петр, находившийся в темнице за проповедь о Христе, был выведен оттуда ангелом. После этого случая Петр ушел с проповедью в другие места, в Иерусалиме же он побывал еще раз на Апостольском соборе, который состоялся в 49 году.

Все остальное, что мы знаем о святом Петре, донесло до нас Предание Церкви. Известно, что он проповедовал по восточному побережью Средиземного моря, был в Антиохии, в Малой Азии, Египте, Греции, Коринфе, Испании, Британии. Практически везде он поставлял достойных верующих в епископы и проповедовал. К концу жизни Петр пришел в Рим (где, правда, уже бывал до этого), и здесь он принял мученическую кончину. Апостолу было назначено быть распятым, однако он сам попросил мучителей распять его вниз головой, так как считал себя недостойным того, чтобы уподобиться Спасителю на кресте. Произошло это в период между 64 и 67 годами в правление императора Нерона.

Павел - апостол язычников

Путь ко Христу апостола Павла был не менее тяжел и драматичен, чем у святого Петра. Савл, как звали его до призвания в апостолы, был родом из города Тарса в малоазийской области Киликия. Город этот был известен греческой академией и высокой образованностью большинства жителей.

Павел занимал очень высокое положение в обществе своего времени - он обладал правами римского гражданина. Также будущий апостол получил блестящее образование, что, конечно же, отличало его от многих других учеников Спасителя. Он хорошо знал римскую и греческую культуру, а потому в дальнейшем его знание языческой философии оказывало влияние не только на простых людей, но и на представителей иудейской и римской знати.

Свое основное образование Павел получил в Иерусалиме, куда он отправился, повзрослев. В главном городе Израиля будущий апостол учился в раввинской академии у известного тогда учителя-фарисея Гамалиила. Этот выдающийся человек был одним из немногих, кто впоследствии выступил в Синедрионе в защиту христиан, а сегодня он почитается не только иудеями, но и Православной Церковью. Помимо образования в Иерусалиме Павел получил и практические навыки - он научился делать палатки, что в дальнейшем помогло ему в его миссионерских путешествиях, ведь он мог прокормить себя своим трудом.

По окончании учебы Павел, видимо, хотел стать раввином (учителем Закона Божьего), так как очень радел о чистоте иудейской веры. В частности, он весьма ревностно стал бороться с христианами, которые к тому времени уже сформировали первые общины. Известно, Павел был свидетелем убийства иудеями первого христианского мученика Стефана. В книге Деяний также говорится о том, что в дни гонений на первых христиан в Иерусалиме Павел "терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу". Чуть позднее он получил официальное повеление идти в город Дамаск, чтобы и там преследовать христиан. Важно отметить, что Дамаск находился за пределами Палестины, а значит, что Павел высоко ценился в обществе книжников и учителей Ветхого Закона - ведь послать в другую местность с такой задачей они могли только верного, надежного и всеми уважаемого человека.

Скорее всего, дамасской общине христиан пришлось бы очень тяжело, доберись столь ревностный и искренний гонитель до их города, но на дороге в Дамаск Павла ждало главное событие всей его жизни - встреча со Христом.

При земной жизни Спасителя Павел с Ним не встречался. Поэтому, чтобы сделать его Своим учеником, Господь встретился с ним Сам. Когда Павел был уже на пути в Дамаск, внезапно его ослепил яркий свет и он услышал голос: "Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?". Павел удивился и спросил - кого я гоню? На это он услышал: "Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна". Павел понял все и спросил лишь о том, что от него желает Господь. Христос сказал: "Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать". После этого Павел временно ослеп. Прозрел же он только в Дамаске, где по повелению Господа встретился с христианином Аланией, который силой Божией исцелил его.

События, произошедшие на дороге в Дамаск, в корне изменили всю жизнь Павла. Отныне он стал одним из самых ревностных последователей Спасителя. Все его слова и поступки, все его труды и послания были посвящены проповеди о Христе и человеческом спасении.

После крещения, принятого от Алании, Павел провел некоторое время в Аравии, где, вероятно, духовно готовился к своему новому служению. После Аравии он ненадолго вернулся в Дамаск, а оттуда - в Иерусалим. Надо признать, что сначала христиане с недоверием принимали у себя Павла, так как не верили в искренность его обращения. После Иерусалима, где на него было совершено покушение, он ненадолго отправился на родину, в Тарс. Из Тарса Павел был вызван своим соратником Варнавой в Антиохию, где проповедовал Христа, позже они вместе пришли в Иерусалим. После того как Павел и Варнава раздали в Иерусалиме подаяние для голодающих, они были призваны Святым Духом в первое миссионерское путешествие. Всего таких путешествий апостол Павел совершил три. В каждом из них он основывал новые христианские общины, проповедовал Христа, поставлял священников, наставлял людей в основах веры и призывал их к благочестивой жизни. Важно, что Павел проповедовал главным образом среди язычников. В дальнейшем христианская Церковь именно за это и назвала Павла "апостолом языков".

Об окончании жизненного пути апостола Павла доподлинно неизвестно. Некоторые исследователи считают, что последним городом, который он посетил, стал Рим, где по приказу императора Нерона он был предан мученической кончине где-то между 64 и 67 годами вместе с апостолом Петром. По другой версии, святой Павел после двухлетнего заключения в Риме совершил четвертое миссионерское путешествие, в котором дошел до Испании. После возвращения обратно в Рим, он был снова заключен под стражу, где и пребывал до самой своей кончины.

В своих апостольских трудах святые Петр и Павел, вероятно, встречались редко. По крайней мере, мы не имеем свидетельств их частого общения. Несомненно, что апостолы встречались после обращения ко Христу Павла, так как Петр должен был увидеться с новым проповедником. Скорее всего, виделись они и на Апостольском соборе в Иерусалиме. Известно, что святой Петр не всегда ясно понимал смысл некоторых моментов в посланиях Павла, находя в них "нечто неудобовразумительное". Однако главное то, что оба апостола, пройдя череду личных испытаний и падений, стали искренними, самоотверженными последователями Спасителя, проповедниками Его Благой вести.

ЕЩЕ СТАТЬИ:

Традиции и приметы в Петров день

 

День Архипа и Филимона в 2016 году - 4 марта

Лев Катанский в 2016 году - 5 марта

Вселенская родительская суббота - Мясопустная суббота в 2016 году - 5 марта

Маврикиев день в 2016 году - 7 марта

Поиск по сайту